hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

О бытовой технике и ее проектировании

Каждый раз, когда я ловлю себя а мысли о том, что раньше трава была зеленее, я пытаюсь понять, это у меня в голове кризис среднего возраста или все-таки трава была зеленее.
Но трава травой, хотя ИМХО, во времена моего детства климат был попрохладнее, а стало быть и  трава не так выгорала, а вот с точки зрения проектирования техники (речь не идет о станках, а только о той технике, которую я вижу и использую в повседневной жизни)  произошли серьезные перемены. Спору нет, техника худо-бедно совершенствуется, появляются устройства, о которых в детстве я мог читать только в фантастических романах. Но,  с приходом на экс-советский рынок зарубежных образцов техники, мы стали свидетелями иного подхода к проектировнию технических устройств.

Вместо вступления, скоре всего выдуманная история про американского фермера, который предпочитал советскую технику американской.


Кода его спросили почему, он ответил примерно следующее:
Советская техника постоянно ломается в гарантийный период, зато после окончания  гарантии работает как часы.
Американская техника напротив, в гарантийный период ведет себя выше всяческих похвал, зато после окончания гарантии быстро приходит в негодность.

В переводе на более понятный язык, эта история означает, что советская техника отличается отвратительным качеством исполнения, зато имеет большой запас прочности. У американской - наоборот, с качеством исполнения все в порядке, зато запас прочности, а точнее срок слкжбы рассчитан так, чтобы после окончания гарантии она подлежала списанию или утилизации.
Независимо от того, выдуманная это история или нет, разница принципов проектирования показанная в этой истории действительно имела место. Пишу "имела" потому, что отечественные производители переняли западную модель проектирования, не отказавшись при этом от советской модели производства.
Такое положение вещей имело под собой объективные причины. Имея меньшие вычислительные мощности, и производственников, которые изготваливали детали с отклонениями "плюс-минус бесконечность", инженеры вынуждены были закладывать запас "на похмельного слесаря" и "нетрезвого оператора". Из-за этого, советские изделия выходили более тяжелыми и ресурсоемкими. Но одновремененно  советская техника отличалась большей надежностью (с поправкой на качество исполнения) и неприхотливостью (а также ремонтопригодностью).
И в завершение описания, в качестве иллюстрации, пример из жизни.
Имеем самый рядовой и известный всем предмет как утюг. Обычный бытовой утюг. За последние лет 10 у меня их перебывало штук 8.  Bosch, Siemens, Rowеnta, Tefal, Moulinex - производитель не имеет значения. Год-полтора -  и утюг отправлялся на свалку, так как ремонт был экономически невыгоден. Советские утюги были куда как более надежны и служили по нескольку лет. Да, срок гарантии на импортные утюги... 1 год.
.
Дргугое принципиальное отличие  - это ремонтопригодность техники.
В СССР техники не хватало, поэтому промышленность не могла себе позволить слишком частое обновление машинного парка. Поэтоми при проектировании техники большле внимание уделялось возможности ее ремонта.  Например, запасные части к технике должны были производиться в течение 10 лет со дня снятия этой техники с производства.
Сейчас принцип проектирования - другой. Если советская техника в основном разбиралась по винтикам с помощью кувалды, лома и какой-то матери, то теперь картина стала другой. Несомненно, в электронный блок ломом с кувалдой лезть все-таки не стоит, но в чисто механических устройствах все чаще применяются неразборные соединения либо специальные болты. Например, дверной замок. Устройство, имеющее трущиеся движущиеся части обречено на  то, что рано или поздно металлические части "сработаются" и замок выйдет из строя. С точки зрения советского инженера, чего может быть проще- заменил 2 шестеренки и замок как новенький. С точки зрения китайского или турецкого - замок отправляется в мусорку. Иначе никак не объяснить  тот сумрачный гений, который сделал корпус замка неразборным. А в сочетании с весьма посредственными сталями, замок отправляется в мусорку скорее раньше, чем позже. 
Еще один принцип проектирования, порожденный рынком - это модульность или блочность  замены деталей. Если в советской технике обычно менялась непосредственно вышедшая из строя деталь, то в современной - меняется целый блок.
Например, старые тормозные кололодки автомобилей. Я еще застал те  далекие времена, когда стершуюся накладку на колодке заменяли новой. Сейчас, колодки меняются в сборе, а металлическая основа просто выбрасывается.
Но если случай с тормозными колодками можно объяснить изменившейся технологией и принципом конструкции тормозной системы, то вот вам другой пример.
Автомобиль "Деу-Леганза". Не помню как точно называется узел, кажется  рулевая тяга, Она  представляет собой металлическую балку,   в кольца на концах которой запрессованы бронзовые втулки. Во втулки вставлены   пальцы других тяг  рулевой трапеции. За годы эксплуатации втулки сработались и появился люфт. Тут-то и выяснилось, что тяга меняется только в сборе. Из-за двух бронзовых втулок, весом в 100 - 200 грамм, на свалку отправилась 5-килограммовая железяка.
Аналогичное по принципу решение советских конструкторов. Дизель типа 11Д100. Крепление шатуна к поршневому пальцу. То же кольцо на шатуне, та же бронзовая втулка. При появлении люфта, втулка выпрессовывается и запресоовывается новая. 
Таким образом, проектирование идет по принципу замены деталей крупными узлами. Это упрощает работу ремонтников, но увеличивает совокупную стоимость ремонта и количество отходов. Здесь речь не идет об электронике, которую дейтсвительно целесообразно менять узлами.

Третий принцип закладываемый современными конструкторами -  приницп запланированного отказа.
Когда-то в ЖЖ была целая серия постов, в которых с фотограифями показывалось, что производитель при проектировании умышленно закладывает слабые места в изделиях. Это детали, которые выйдут из строя первыми.
В качестве примера приводились пластмассовые детали в кофемолке, и еще несколько примеров. Можно также вспомнить упомянутые утюги из личного опыта.
И еще пример. Автомобиль "Шкода". Рулевая рейка. на фоне всех металлических деталей - одна фторопластвая втулка. Да, так дешевле, но выходит из строя она намного раньше остальных деталей рейки. В итоге, из-за паршивой втулки ценой максимум долларов 10 подлежит замене узел ценой в 800.
Понять призводителя можно. Нужно  ж ему заставить потребителей обнвлять изделия. Одной рекламной истерией как у "яблока" не обойдешься. Но вот себя-потребителя мне жалко больше. Ведь это мне приходится менять утюги раз в полтора года.

Из всего этого следует неутешительны вывод: производитель не заинтересован в производстве долговечной техники.Успехи маркетологов привели к тому, что репутация перестала играть существенную роль при выборе производителя.

Tags: $Жизнь, &техника
Subscribe

  • Про чехов и склады.

    Давеча чешское правительство решило повеселить всех более-менее адекватных и незаангажированных людей и вытащило на свет божий Петрова и Боширова. С…

  • Про соцсети и Трампа

    Посмотрел я на все это бурление говен вокруг отлучения Трампа от соцсетей, и должен заметить, что эти события высветили пару весьма любопытных…

  • О системе социального кредита.

    Как пишут в интернете, с 21 года в Китае официально, на законодательном уровне, внедрена система социального кредита. Соответственно, у китайских…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments