hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

Categories:

Экономика Пакта или экономическое сотрудничество СССР и Германиии в 1939-41 гг

В записи  о Пакте Молотова-Риббентропа, я анонсировал намерение покопаться в экономических последствиях пакта.
И вот, наконец, дошли руки.
Экономическое сотрудничество СССР и Германии началось задолго до подписания пакта Молотова-Риббентропа.
Однако я возьму только период с сентября 1939 года. Во-первых  -это период Второй Мировой войны, во-вторых сотрудничество в этот период основывалось на пакте.
В последние годы, нам пытаются (и, порой, небезуспешно) доказать, что СССР откупался от Германии поставками сырья, не получая ничего взамен. Некоторые идут еще дальше, фактически обвиняя СССР  в союзе против Британии.
Поэтому, мы начнем с  советских поставок.


  За период с декабря 1939 года по конец мая 1941 года Германия импортировала из  СССР:

Поставлялись и некоторые другие товары. В частности, металлы (в основном железный лом) на 17,5 млн марок, 2782 кг платины, а также пушнина на 10 млн марок

Не нужно быть сем пядей во лбу, чтбы понять: СССР поставлял в Германию сырье. Как говорится, чем богаты. 
Разумеется, воюющая Германия использовала сырье в военных целях. Поэтому выражение "Сталин- интендант Гитлера", было бы правильным, если видеть перед глазами только эту табличку.

Но неужели СССР не получил ничего взамен?

Итак, 19 августа 1939 года было подписано советско-германское кредитное соглашение (200 млн. марок на 7 лет под 4,5% годовых). К кредитному соглашению было приложено 3 списка:
Список «А» отдельных видов оборудования, подлежащих поставке германскими фирмами в счёт кредита.
 Список «Б» отдельных видов оборудования и других товаров, подлежащих поставке германскими фирмами за счёт свободных сумм текущей выручки от советского экспорта.
Список «В» товаров, подлежащих поставке из СССР
В отличие от наших современников, предпочитающих "живые" деньги, немецкий кредит 1939 был товарным. При этом немцев сразу предупредили: «нашей задачей является получить от Германии новейшие усовершенствованные образцы вооружения и оборудования. Старые типы вооружений покупать не будем. Германское правительство должно показать нам всё новое, что есть в области вооружения, и пока мы не убедимся в этом, мы не сможем дать согласие на эти поставки».
Перейдем к конкретике.
По данным немецкой статистики, в 1940-1941 годах Германия поставила СССР 6430 металлорежущих станков на 85,4 миллиона германских марок.
Если учесть, что Исаев (см. "От Дубно до Ростова") оценивал весь парк металлообрабатывающих станков СССР в 1941 в 55 тыс. единиц, то  6,5 тысяч, полученных из Германии, были существенным довеском, более 10%.
Для сравнения: в 1939 году общее число импортированных Советским Союзом из всех стран металлорежущих станков составило 3458 штук
Если учесть, что в 40-4 годах СССР мог покупать станки только в США, так как остальные потенциальные экспортеры воевали, то германские поставки приобретают еще большее значение.
Лирическое отступление. Когда я учился в школе (80-е гг), наша школьная мастерская была процентов на 70 укомплектована немецкими станками. Тогда я думал что это репарационные станки, но теперь, вполне возможно, что это то самое наследие пакта Молотова-Риббентропа (во всяком случчае год выпуска станков был 39-40).
Нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин: «В 1939 году были выделены фонды в валюте для закупки импортного оборудования ... Работники Внешторга оперативно закупили многое из того, что мы просили. И это помогло оснастить уникальным оборудованием, которое в нашей стране не производилось, наши заводы, что сыграло свою роль в налаживании массового производства новой авиационной техники»

Теперь о военной части закупок.
Даже самым твердлобым либералам сложно спорить с фактом наличия в составе Балтийского флота тяжелого крейсера "Петропавловск". Как и с тем, что этот крейсер был куплен СССР у Германии в недостроенном состоянии. Информация об этом никогда не была секретной, и содержится, например в справочнике "Корабли и суда ВМФ СССР" 1988 года издания.
Этот крейсер также был куплен в рамках сотрудничества, вытекавшего из пакта.  К июню 1941 крейсер был готов на 70%, в том числе на нем были установлены 4 203 мм орудия главного калибра (из 8). Корабли такого класса в СССР не строились даже в рамках Большой судостроительной программы.
Кроме этого флот получил гребные валы, компрессоры высокого давления, рулевые машины, моторы для катеров, судовая электроаппаратура, освинцованный кабель, вентиляторы, судовое медицинское оборудование, насосы, успокоители качки, оборудование для камбузов, хлебопекарен, корабельной прачечной, аккумуляторные батареи для подводных лодок, орудийные корабельные башни, 88-миллиметровая пушка для подводных лодок, чертежи 406– и 280-миллиметровых трёхорудийных корабельных башен, стереодальномеры, оптические квадранты, фотокинотеодолитная станция, перископы, пять образцов мин, бомбомёты для противолодочных бомб с боекомплектом, паравантралы, противотральные ножи для мин, гидроакустическая аппаратура, магнитные компасы, теодолиты и многое другое.
Вообще, надо сказать, что с флотом в СССР дела обстояли очень плохо. Так, турбины на строящиеся линкоры типа "Советский Союз" должны были поставляться из-за рубежа, самый быстроходный и сильно вооруженный из лидеров советского флота "Ташкент"  был итальянской постройки и т.д. и т.п.
 Сухопутные войска получили две тяжёлые 211-мм полевые гаубицы, батарею 105-мм зенитных пушек с боекомплектом, средний танк Т-III, 3 полугусеничных тягача, приборы для управления огнём, дальномеры, прожекторы.  Кроме того, германскими фирмами были поставлены 20 прессов для отжима гильз, оборудование для лабораторий, образцы радиосвязи для Сухопутных войск, костюмы химической защиты, в том числе огнестойкие, противогазы, фильтропоглотительные установки, дегазирующее вещество, автомашина для дегазации, кислородно-регенеративная установка для газоубежищ, портативные приборы для определения отравляющих веществ, огнеупорные и антикоррозийные краски, корабельные краски против обрастания, образцы синтетического каучука и т.п.
Нужно отметить, что иностранные образцы закупались не для использования их в РККА , а для изучения и, чего уж греха таить, копирования или закупки лицензий. Не секрет, что советские Т-26 и БТ  являлись наследниками лицензионных "Виккерсов" и "Кристи". Менее извстно,  что Т-28 имел лицензионный двигатель фирмы БМВ, знаменитый дизель В-2 тоже был не совсем советским.
Советская зенитная артиллерия также имела немецкие корни. Это касается и 85-мм, и 76мм и 37-мм зениток.
Кроме того, закупки иностранных образцов помогали сформировать задачи на будущее. Так, обстрел купленного Т-III выявил слабую бронепробиваемость 45 -мм бронебойных снарядов, что потребовало принятия  срочных мер.  Было бы гораздо хуже, если бы этот факт обнаружился после начала боевых действий. 
Обширной оказалась закупка самолётов: «Хейнкель-100» (He-100) — 5 штук, «Юнкерс-88» (Ju-88) — 2 штуки, «Дорнье-215» (Do-215) — 2 штуки, «Брюккер В. И.-131» (Bu-131) и «Брюккер В. И.-133» (Bu-133) — 6 штук, «Фокке-Вульф» (FW-58) — 3 штуки, «Юнкерс-207» (Ju-207) — 2 штуки, «Мессершмитт-109» (Bf-109E) — 5 штук, «Мессершмитт-110» (Me-110) — 5 штук. Все типы самолётов поставлялись с запасными моторами и запчастями.
Закупленная немецкая авиационная техника была направлена для изучения в НИИ ВВС, только что созданный в Подмосковье Лётно-исследовательский институт (ЛИИ), ЦАГИ, ЦИАМ и другие организации.   В результате этих исследований в 1940 году были предприняты шаги по внедрению некоторых немецких технических решений в советскую авиапромышленность.
Так, на заводе №213 в Москве было освоено производство автомата ввода и вывода самолёта из пикирования, установленного на Ju-88. Эти устройства применялись затем на самолётах СБ, Ар-2 и Пе-2. Вместо жёстких сварных бензобаков стали использовать фибровые протектированные баки. Уже в 1940 году было изготовлено 100 мягких протектированных баков для СБ, 30 — для Су-2 и столько же — для Як-1, а в 1941 году было принято решение о массовом производстве фибровых баков и замене ими использовавшихся ранее металлических. По типу немецкого, установленного на двигателе DB 601A, в ЦИАМ был создан двухступенчатый центробежный нагнетатель. В отличие от применяемых в нашей стране одноступенчатых нагнетателей он обеспечивал двигателю бòльшую высотность.  Кроме этого, был введён целый ряд мелких, но полезных усовершенствований в конструкции новых самолётов, таких, как быстросъёмный кок винта по типу применяемых на Bf-109 и He-100, замки капотов и лючков новой конструкции, открывающиеся без применения инструмента, механический указатель положения шасси («солдатик») на крыле, как на He-100, механизм стопорения хвостового колеса при посадке для лучшей устойчивости при пробеге, навигационный визир для определения момента ввода в пикирование (Ju-88) и другие. Бомбардировщик ДБ-3Ф оснастили термическим антиобледенительным устройством по типу имеющегося на Ju-88. Начался опытный выпуск оребренных кожухов колёсных тормозов и радиаторов пластинчатого типа как на Ме-110, Ju-88 и Do-215. На основе немецкого прицела «Лотфе-7В» завод № 217 приступил к производству прицелов СП-1 для бомбометания с горизонтального полёта.

Таким образом, очевидно, что экономическое сотрудничество СССР и Германии в период, последовавший за пактом Молотова-Риббентропа, было для СССР выгодным и необходимым.

А что же в это время делали наши союзники. Те, которые сегодня пеняют России сотрудничеством с Гитлером.
"Стандарт Ойл" поставляла тетраэтил (важная присадка к  высокооктановому топливу) Германии через Лондонский филиал,  от нее же Третий Рейх получал каучук (контракт от 1939 года) и нефть.
Форд поставлял автомобильные шины в оккупированные немцами страны, а заводы "Форд" во Франции, находясь под прямым управлением из-за океана наладили производство и  исправно снабжали вермахт грузовиками.
Не отставали и нейтралы. Шведский конерн СКФ (S.K.F.) всю войну поставлял Германии подшипники и шарики для них, на Германию приходилась и немалая доля экспорта шведской железной руды.

Таким образом, с нацистами торговал не только СССР. Напротив,  в 1940 году поставки из СССР составляли всего лишь 7,6% общей суммы германского импорта, а поставки в СССР — 4,5 % германского экспорта, в следующем году — соответственно 6,3 % и 6,6 %. В  импорте Германии СССР занимал 5-е место (после Италии, Дании, Румынии и Голландии)

Приведенные данные достаточно четко показывают, что:
1. Сотррудничество с Германией было для СССР выгодным (хотя перекос экспорта и импорта имел место).
2. Нацистская Германия  удовлетворяла свои потребности в стратегическом сырье и продукции с помощью торговли всю войну. При этом ее контрагентами были как нейтральные страны,  так и воюющие против нее США.

Литература:
И. Пыхалов. Великая оболганная война.
Чарльз Хайэм. Торговля с врагом.





     
Tags: $История, &20век
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О поведении на дороге.

    Недавно в Москве произошло очередное резонансное ДТП. Девочка-водитель не сообразила что почем, затупила в телефон и снесла на переходе несколько…

  • Про пляж и образ жизни...

    У нас тут ставшие почти привычными летние +35 и, как и многие жители Харькова я выбрался на пляж к водичке (к слову тоже весьма теплой). Шо я вам…

  • Очередное ковидное.

    Сколько раз зарекался возвращаться к ковидной теме, но все-таки возвращаюсь. Сразу скажу: я не ставлю под сомнение существование ковида как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments