hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

Category:

Разумное, доброе, вечное 2

Анонсированное в прошлой записи продолжение о воспитании детей.
Писать его оказалось труднее, чем я думал. Вроде бы и сталкиваюсь с воспитанием ежедневно, а вот обобщить и изложить получается плохо.
Итак, возьмем обычную семью: Два родителя и ребенок. Оба родителя работают, ребенок последовательно совершает путь: мамина юбка-детсад-школа. ( В семьях очень обеспеченных людей проблемы несколько другие).

Первая проблема, с которой сталкиваются родители - это недостаток времени. Проявляется он не сразу, а как раз тогда, когда ребенок начинает социализироваться. То есть в возрасте  посещения детсада и школы. И  с возрастом проблема только усугубляется. Действительно, вдолбить в отпрыска разумное доброе, вечное,   за 2-3 часа вечером и пол-часа утром в будние дни - занятие  из области фантастики. Выходные (когда они бывают) тоже разбегаются на всякие "нужные дела". А ведь еще уроки проверить надо. (об уроках поговорим отдельно ниже).  В итоге время, которое ребенок проводит с родителями сейчас меньше чем было 30 лет назад. Это приводит к том, что вакуум общения заполняется чем попало и это "что  попало" не всегда хорошее. 
Вторая проблема -  общественная.  Дух свободы, демократии и толерантности, доходящий до маразма, изрядно подорвал воспитательные возможности. Проблема в том, что взрослые дяди и тети, напринимавшие кучу очень красивых конвенций по защите детей, пытаются относиться к детям как к взрослым. Апофеозом этого идиотского заблуждения является теория "полной свободы ребенка" (может быть по-умному, она называется иначе). Адептов этой теории всегда можно отличить по поведению на детской площадке. Если мамаша пол-часа уговаривает ребенка идти домой, а ребенок, образно говоря, ее посылает по известному адресу,  да еще с криками, скандалом и топаньем ногами - перед Вами процесс воспитания свободной личности. Об отголосках воспитания свободной личности на собственном опыте я писал здесь: http://hind19.livejournal.com/41173.html. 

Отдельно хочу выделить половой вопрос. Да, я знаю, что во времена моего отрочнства деревья были зеленее, а девушки целомудреннее (Самое интересное, что первый тезис полностью справедлив — 40-градусной жары летом в 80-х я не припомню). Но я достаточно хорошо помню свой выпускной класс. Не скажу, что в нем царило всеобщее целомудрие, но и массового блядства я тоже не припомню. Опыт половой жизни имела хорошо если половина класса, а так чтоб перетрахать пол-района таких было пару человек на класс. И половые вопросы сильно не афишировались, да и с «наглядными пособиями» посложнее было. Сейчас же... Если хотя бы половина из того, что мне рассказывают о нравах нынешней молодежи, это правда, то противозачаточные таблетки надо подбирать, начиная с 5 класса.

Третья проблема воспитания, частично вытекающая из второй  - отсутствие субординации. Воспитанные в духе свободы дети плевать хотели на указания взрослых. И ведут себя, исходя из собственных представлений. Заставить что-то сделать такого ребенка  целая проблема, даже для родителей. А уж на посторонних такие дети просто не реагируют.
Четвертая проблема -  финансовая. Точнее сказать, имущественное неравенство. Обычно возникает в школе или позднем детском саду. Ребенок начинает задумываться над тем, почему он ходит со старым маминым телефоном (или вообще без телефона), а одноклассник Саша играется на уроках новеньким айфоном. А одноклассница Маша по 5 раз в год отдыхает на зарубежных курортах. А тут еще ребенок начинает замечать, что несмотря на то, что Саша целый урок играется с айфоном, учительница разговаривает с ним крайне вежливо, только что не на "Вы" (а потом по закону компенсации орет на остальных учеников). Да и оценки у Саши только отличные. А у Маши - хорошие. В худшем варианте развития этой проблемы, ребенок предъявляет претензии к родителям, потому что они не в состоянии обеспечить ему "достойный" уровень жизни,  как следствие - падение авторитета родителей и попытки самостоятельно "срубить бабла" (Это уже проблема больше подросткового возраста). Нередко дело завершается преступлением. Тут-то и выясняется истинность римской поговорки "Что положено Юпитеру, не положено быку". В лучшем случае "неавторитетные" родители отдают последнее на взятки, в  худшем, товарищ отправляется знакомиться с блатной романтикой.
Здесь пример из жизни.
Школа с претензией на элитность. Платная. Класс где-то 7-й. В классе "учится" мальчик. Который регулярно срывает уроки. Вот не хочется ему заниматься, он и срывает урок. Кричит, поет, слушает музыку на полную громкость. На учителя не реагирует. Директор школы на претензии родителей в  неспособности обеспечить учебный процесс делает вид что ничего неординарного не происходит. Дошло до того, что на родительском собрании родители других учеников озвучили  претензии папе мальчика. В ответ папа в особо доходчивой, но очень нецензурной форме объяснил родителям кто они такие, где он их видел, и направлении какого половой органа им следует отправиться. Свой монолог он завершил заявлением, что его мальчик будет себя вести так, как ему нравится. В результате , сразу несколько родителей подали заявление о переводе детей в другие школы. Тут уж директор забегал как таракан на свету. Чем закончилось - не знаю.

Пятая проблема нравственная: отсутствие ориентиров. В советские времена с вопросом "что такое хорошо, что такое плохо" была хоть какая-то ясность. Не столь важно сейчас, насколько достойными  были примеры, важно, что они были. И было соответствующее отношение к ним.
Сейчас с авторитетами совсем туго. Их нет. А те, что есть подражания недостойны. Бандиты , проститутки и депутаты может и сойдут за героев художественных и не очень произведений, но вот стать депутатом — занятие не для бедных, да и потомственное это дело в нашей стране. Остаются бандиты и проститутки. Не самый лучший пример.

Как следствие из нравственной проблемы — несоответствие ориентиров родителей потребностям сегодняшней жизни. Нормальный родитель пытается учить ребенка правильным с его точки зрения ценностям. Будь то библейские или кодекс строителя коммунизма. А вот жизнь предъявляет совсем другие требования. Какое на хрен «не укради», если воры — это самые уважаемые люди, какая на хрен дружба, если кинувшие друзей — на вершине успеха. Какая любовь, если сила любви определяется размером состояния любимого. (Своими ушами слышал: был бы ты беднее - я б тебя не полюбила). Какое «не убий», если нас со всех сторон убеждают, что для цель оправдывает средства. И так далее. И я , как более-менее разумный родитель, понимаю, что моему ребенку скорее нужно рассказывать не о любви и дружбе, а о том, как воровать и не попадаться. И я понимаю, что со своими «правильными» ценностями, я ставлю своего ребенка в заведомо неравное положение в том серпентарии, который называется взрослая жизнь.

Шестая проблема — оздоровительная. Точнее, это комплекс проблем.

В ней можно выделить такие направления:

6.1. Сложность обеспечения нормального питания ребенка. Под нормальным питанием я понимаю именно здоровое и полезное. Чтобы там не говорили про советскую колбасу из туалетной бумаги, но чем дальше коммунистическое прошлое, тем слабее дети и тем больше приходится тратиться на лекарства. Аллергия уже стала едва ли не поголовным заболеванием, причем даже у тех, кто раньше и не слышал о таком.

6.2. продукты, которые ребенок потребляет вне обычных приемов пищи. Под ними я понимаю все те мелкие детские радости, которые перепадают ребенку. Чипсы, газировка, сладости, «соки» ( в кавычках потому, что нормальных соков у нас практически нет), мороженое, а попозже - пиво. Все это есть и ребенок это потребляет. Кто-то больше, кто-то меньше, но потребляет.

6.3. Интеллектуальная нагрузка. Как я могу заметить, нагрузка в школах стала выше по сравнению с моим детством. Если основная программа увеличилась незначительно, в основном за счет введения иностранного языка с первого класса, то вот всяческие дополнительные задания — это тот фактор который увеличивает нагрузку на ребенка. Причем чем больше претензий на элитность у школы, тем больше нагрузка на учеников. При этом я не сказал бы, что качество образования растет - скорее наоборот. При этом физическая активность детей снижается.

6.4. Досуг. Вспоминаю свое детство — при первой же возможности — гулять на улицу. Да, времена изменились и в крупных городах выход на улицу — это путь не к здоровью, а скорее наоборот. Но вот в компьютеры мы точно не пялились, а телевизор смотрели по 15 минут. Сейчас способы времяпровождения детей несколько отличаются от того, что было в моем детстве. А время за компьютером или перед телевизором — это та самая интеллектуальная нагрузка, которая и так высока. Как итог - имеем проблемы со здоровьем уже смолоду.

6.5. Спорт. При всех недостатках СССР массовому спорту уделялось серьезное внимание. Остатки этой системы живы до сих пор, несмотря на все усилия по ее «перепрофилированию»

Сегодня спорт менее популярен. Причин тому несколько, от транспортных проблем (ребенка надо как-то возить на тренировки) до финансовых (узнав сумму, в которую в месяц обходится занятие бальными танцами, я понял, что массовость этому виду спорта не грозит.)

 

На этом буду закругляться. Разумеется, я не вскрыл всех проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям. Тема оказалась слишком объемной для ЖЖ.

Как обычно, подытожу:

1. Качество воспитания детей снижают следующие факторы:

- недостаток времени, которое родители могут уделить ребенку

- сложности о определении ориентиров для воспитания и их соответствие реалиям жизни

2. Помимо факторов морального характера перед родителями стоят следующие проблемы:

- сложность в обеспечении ребенка всем необходимым, с учетом уровня круга общения;

- Сложность в обеспечении здорового питания ребенка

- сложность в обеспечении досуга ребенка и его нормального физического и умственного  развития. 

 

 

 

 

Tags: $Жизнь, &дети
Subscribe

  • О белорусском айтишнике-стрелке.

    Хайповая тема, но что поделать. В Белорусси опера при задержании нарвались на отмороженного программиста. В результате обменялись трупами. Вот сосбно…

  • Немного легкоатлетического.

    Народ у нас скандалы любит, а уж скандалы с политическим оттенком так вообще, и олимпиада в Токио предподнесла как раз такой. Кипиш начался вокруг…

  • Про чехов и склады.

    Давеча чешское правительство решило повеселить всех более-менее адекватных и незаангажированных людей и вытащило на свет божий Петрова и Боширова. С…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments