hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

Categories:

Понты, реклама и потребительский бум.


«Что такое понты?

Сложный вопрос, должен я тебе сказать. Понты являются квинтэссенцией четырех основных стимулов (деньги, слава, секс, власть), но и еще чем‑то большим. Иными словами, понты — это понты. Желание выглядеть со стороны лучше, чем ты есть, — это понт. Желание выглядеть богаче других (при этом быть богаче на самом деле совсем не обязательно) — это понт. Желание соблазнить самую красивую особу противоположного пола, к которой ты лично никаких эмоций не испытываешь, зато их испытывают многие другие, — это понт. Бери на понт, но бери аккуратно.»

С. Мусаниф. Подземная канцелярия.

 Cейчас много говорят о потребительстве  как отрицательном явлении, если не болезни. Я могу с этим согласиться, потому что вижу вокруг достаточно примеров неадекватного поведения людей в погоне за материальными благами. Мало того, что ради очередной покупки, люди ограничивают себя в других, порой жизненно важных расходах, так еще и залазят в довольно приличные долги. Классическое определение понтов по Мусанифу - казаться богаче, чем ты есть на самом деле.

Я и сам любитель хорошей техники и не буду покупать лишь бы что. Я понимаю, что приоритеты расходов в каждой семье выстраиваются по-разному. Но, залазить в кредит из-за нового мобильного телефона при работающем старом, это уж слишком.

Каждый товар имеет одну или несколько основных характеристик, ради которых он создан. Совокупность этих характеристик и должна служить ориентиром при выборе   покупки. Для мобильного телефона это способность обеспечивать телефонную связь с другими абонентами, для стиральной машины - способность стирать белье и т.п. Остальные характеристики этого товара, которые не влияют на его использование по основному назначению, как мне представляется, могут приниматься в расчет, но не должны быть определяющими. Например, количество мегапикселей в камере мобильного телефона. Или престижность (не путать с репутацией производителя качественных товаров) фирмы-производителя.

Но такое положение дел продавцов не устраивает. Не устраивает оно и многочисленных «прихлебателей от торговли»: маркетологов, рекламщиков, кредитные учреждения. Устраивает оно только потребителя, но поскольку массовый потребитель «туп как дерево», то и облапошить его не составляет особого труда.

 Особенно в этом старается реклама. Даже беглый взгляд на большинство рекламных кампаний, показывает, что потребительские характеристики товара никому не интересны. Приемы используются разные, я не специалист, чтобы их классифицировать, но этих приемов немного. В рекламе мы видим что угодно, кроме достоверной информации об основных потребительских свойствах товара. Акцент делается на чем угодно: на граничащих с дебилизмом улыбках актеров, впадающих в   почти сексуальный экстаз от майонеза или конфет, на мегапикселях в камере и объеме памяти в мобильном телефоне, на полуголых и совсем голых формах моделей, рекламирующих отнюдь не бордели, а, к примеру, котлы и водонагреватели, на известных фамилиях, якобы пользующихся рекламируемым товарами (фамилии может и пользуются, но не по доброй воле – их к этому обязывают контракты и немаленькие деньги, получаемые за рекламу), на всем, кроме самого товара. Лишь небольшая часть рекламы рекламирует сам товар, обычно в случаях, когда речь идет об элитном, статусном товаре. Акцент делается на том, что торговая марка говорит сама за себя.

«Кто не в «Прада» - тот лох» - кажется так звучала реклама,  вызвавшая довольно приличный скандал   в Москве несколько лет назад. При всем цинизме этой рекламы, она очень точно отражает механизм раскручивания потребителя. Какие потребительские свойства, какой фасон, главное, чтобы «Прада». И хватает дураков, которые занимают деньги, берут кредиты, отказывают себе в чем-то другом, лишь бы выглядеть «не как лох». Часы, автомобили, сотовые телефоны, ноутбуки – всё это продается по такому механизму. И реклама по этому методу действует до сих пор, только в более завуалированном виде.

 «Выбор Синди Коруфорд» (часы, по-моему,  «Омега»). Дамы, покупая «Омегу» думают, что станут такими же красивыми и сексуальными? Да нет, что на руку ни одень, 90 в талии и 110 на весах никуда не денутся. От них избавляются в другом месте, не в бутике. Часы, безусловно, хорошие, только вот не думаю, что их надо рекламировать развешиванием щитов по всему городу. Это уже дурной тон, рекламировать элитные товары вперемешку с водкой, депозитами и политиками.

«VAIO? Или как все?» Реклама ноутбуков. И всё, механизм запущен и побежали потребители собирать деньги на то, чтобы быть « не как все». И набирается кретинов, которые «не как все» купили ноутбуки. То, что их «развели», что они отреагировали именно так, как и предполагали разработчики рекламы, это детали.  Опять-таки, претензий к ноутбукам у меня нет, правда стоят они несколько дороже, чем их аналоги от Тошибы, Самсунга или Асуса, но это уже дело вкуса.  

Понты в чистом виде. Реклама гласит, что наличие определенной вещи повышает твой статус. Дураки – верят.

Простота получения потребительских кредитов создавали иллюзию доступности дорогих товаров. На этом играла реклама, но и «добровольцев» тоже хватает. Кредит сам по себе ничего негативного не несет, но только при условии, если заемщик отдает себе отчет в том, как и за счет чего он будет его погашать. К сожалению, большинство не в состоянии определить ту грань, за которой погашение кредита становится проблематичным. И набирают по 5-6 кредитов - на квартиру, на автомобиль, на мебель, на технику, на мобильный телефон (а как же, что за «пацан» с мобильником дешевле чем за 500 долларов), а последний – на платежи по первым 5-ти.

Примеров полно. Человек имеет кредит на автомобиль, платежи по которому не то, чтобы неподъемны, но чувствительны. Но этого мало, и он берет кредит в размере ¼ от кредита на автомобиль для покупки домашнего кинотеатра. В результате – денег нет, ребенок одевается в секонд-хенде, питаются «чем бог пошлет». Зато с кинотеатром. Хорошо хоть кредиты в гривне и курсовые риски не похоронили заемщика. И это еще не патологический случай.   Патология, это когда люди проедали огромные суммы, полученные в кредит. Десятки тысяч долларов шли не на развитие бизнеса, а на красивую жизнь. На демонстрацию и подтверждение статуса, которого нет. Словом, на понты.   К сожалению, таких случаев мне известно достаточно. Даже слишком.

А сколько людей купили в кредит автомобили, ради понтов. Ну шо за пацан без джипа и шо за джип дешевле чем за 50000 долларов? Круто? Да уж. А если добавить к этому кредит наличными «на прикид» и на посещение увеселительных заведений, то успех у противоположного пола гарантирован. А на неокрепшую психику это действует почище чем   водка с пивом.  Дошло уже до того, что народ начал сочинять анекдоты вроде этого:

«Если 10 лет назад Вы встречали мальчика на крутой машине, то это был мальчик на крутой машине. Если Вы сегодня встретили мальчика на крутой машине, то это означает, что у мальчика не только крутая машина, но и большой кредит».

Не смешно? Зато точно подмечено. Больше половины машин покупалось в кредит. Есть у меня и такие знакомые, которые тратят быстрее чем зарабатывают. И это уже совсем не смешно.

Понты стали одной из составляющих потребительского бума и причин роста потребительского кредитования. Одной, но не единственной. К сожалению, дорвавшийся до благ народ и без понтов нагреб долгов больше чем мог выплачивать. Теперь за это расплачиваются все. Расплачиваются банки, расплачиваются рекламные компании, расплачиваются зарвавшиеся потребители. Этим полезно. Другое дело, что расплачиваются за потребление другими и добросовестные заемщики, которые брали кредиты на действительно нужные вещи, вроде квартир или нужной бытовой техники, расплачиваются все, кто завязан на пострадавших отраслях (вроде строительства или торговли автотранспортом), расплачиваются работники банков, выдававшие кредиты (лично расплачиваются, зарплатой, взысканиями, сокращениями). Расплачивается бизнес, который не может получить финансирование даже по заключенным кредитным договорам.

Допотреблялись. Видится мне, что такого беспредела с кредитованием больше не будет, во всяком случае, пока банки напуганы.  А значит, не будет и такого потребительства. Денег на него нет. Цены –то выросли, а зарплаты пока поднимать никто не торопится.  Но психология никуда не денется. И реклама никуда не денется.  Функция у нее такая  - заставить человека купить рекламируемый  товар. Независимо от того, нужен он ему или нет. И понты никуда не денутся. Национальная черта, так сказать. Да еще с такой поддержкой в масс-медиа, книгах, фильмах и т.п.  Так что не избежать нам второго круга. Впрочем, это уже будут проблемы потребителей.
 

Tags: $Жизнь, &реклама
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О белорусском айтишнике-стрелке.

    Хайповая тема, но что поделать. В Белорусси опера при задержании нарвались на отмороженного программиста. В результате обменялись трупами. Вот сосбно…

  • Просто фото.

    Сегодня я размещу просто пару фоток сделанных на одной из охот в этом году. Фотограф из меня очень так себе, фотоаппарат - вообще телефон, но в этот…

  • Заманивают... :)

    Мой программистский стаж уже достаточен для того, чтобы представлять интерес для рекрутеров. Как-никак почти 4 года. Конечно, я не знаю, как там у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments