hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

Categories:

Про Газпром, Нафтогаз и очередную газовую войну

Наступающий новый год готовит нам очередное ностальгическое шоу под названием "газовая война".
Только в этот раз она обещает быть не столь предсказуемой.
Если результат всех прошлых войн был предсказуем с самого начала - пришел лесник и всех разогнал, то в этот раз результат несколько менее предсказуем. У лесника, то есть Европы есть жировая прослойка на какой-то период и разборки аборигенов европейцам не сильно нужны.

Вообще, вся эта ситуация вокруг поставок газа в Европу, по состоянию на сегодня выглядит довольно странно.
Такое впечатление, что Газпром среди все участников выглядит наиболее адекватно. Остальные старательно стремятся выстрелить себе в ногу, а кое-кто и в голову.
По результатам информации из СМИ, складывается такая картинка.
Третье место по неадекватности уверенно занимает объединенная Европа. Которая сначала обрезала транзит по газопроводу ЕМНИП OPAL, а потом, в лице Дании, никак не могла разродиться разрешением на прокладку газопровода. Вот не давала ответ и все.
При том, что "СП2" европейцам нужен. очень нужен. Собственные источники истощаются, АЭС - закрыли, угольные ТЭС - в процессе. А СПГ - штука дорогая. И тут интересы экономики столкнулись с политическими и после длительных боданий, экономика почти победила. За исключением OPАLa.
Но время было безвозвратно упущена и теперь запуск СП2 01 января выглядит весьма сомнительным. Хотя российский официоз и излучает уверенность.
Второе место - за Стокгольмский арбитражем. По той информации. которая публиковалась в русскоязычных (и украиноязычных тоже) СМИ, выглядит так, что каждое решение суда по Газпром-Нафтогазовским делам заканчивается словами "Слава Украине"*.
Суть судебных решений, как и юриспруденции в целом в том, что к сходным отношениям применяется сходное регулирование. А по решениям по делу о поставках и транзите, суд принял прямо противоположные решения, прич в пользу одной и той же стороны.
Если с принципом "бери или плати" применительно к договору поставки было более-менее все ясно - если я ничего не путаю, то Газпром проигрывает уже не первое дело по отмене этого принципа, то применение судом этого же принципа к транзитному договору выглядит в высшей степени странным.
В общем-то и отказ от принципа "бери или плати" выглядит странно, если учесть что этот принцип - один из обычаев делового оборота в нефтегазовой сфере, введенный европейцами же. И Европа долгое время работала по этому принципу и с его законностью все было в порядке. До тех пор пока не пришла пора применить этот принцип к Газпрому. Тут-то и "внезапно" оказалось, что принцип-то незаконный.
Ну а применение этого принципа к транзитному контракту вообще ни в какие рамки не лезет. Аргументация что у Газпрома по делу о поставках, что у Нафтогаза по делу о транзите была сходной: нужно содержать дорогую инфраструктуру. Только у Нафтогаза - это магистральные газопроводы, у Газпрома к газопроводам (а газ отнюдь не телепортируется из Уренгоя на российско-украинскую границу) добавляются еще и месторождения плюс специфика газа как товара (его на склад не положишь, а те же газохранилища - тоже весьма дорогая инфраструктура).
Тем не менее суд присудил сколько-то там миллиардов в пользу Нафтогаза. И апелляция Газпрома по одному пункту уже была отклонена.
Точно также, не дело суда устанавливать цену продажи услуги, да еще и задним числом. Цена - существенное условие договора и если нет договоренности по ней, договор считается незаключенным (и, соответственно, Стокгольмский арбитраж - неправомочным. Почему - см. ниже).
Как мне кажется, Стокгольмский арбитраж изрядно подсадил свою репутацию. Как и европейское правосудие в целом. Кто там кричал, что Европейское правосудие образец чего-то там хорошего? Не напомните мне, сколько времени рассматривается иск Газпрома к Нафтогазу о расторжении транзитного договора? Больше года, да? В бытность мою юристом, судьи Хозяйственного суда были вынуждены выпихивать дела через 2,5 месяца. Потому что предельный срок рассмотрения был установлен законом. Максимум год со всеми качелями во всех инстанциях. Да, в районных судах тот еще бардак, но и там годами рассматривается не так много дел. А в случае иска о расторжении транзитного договора, на вынесение решения достаточно часа. Именно такое время требуется чтобы провести всю процедуру. А на принятие решение нужно и того меньше времени. Достаточно осознать смысл решения Стокгольмского арбитража по иску Нафтогаза, который штрафует Газпром за НЕПРОКАЧКУ газа по территории Украины и решения украинского суда по иску Антимонопольного комитета, который штрафует Газпром за ПРОКАЧКУ газа по территории Украины. Как только до судей дойдет что у Газпрома НЕТ путей добросовестного, без нарушения законов Украины и договора прокачки газа через территорию Украины, так сразу можно и решение выносить.
Но арбитры предпочли отморозиться и ждать пока само рассосется. Большегода не рассматривать дело в первой инстанции. Слава Украине. Именно в ее пользу играет затягивание рассмотрения иска Газпрома.
Но что там какой-то год? Европейское (точнее сказать британское) правосудие рассматривает дело по украинским облигациям уже 4,5 года.
4,5 года и нет решения вступившего в законную силу!!! Я уж не говорю за ущербность аргументов украинской стороны, пытающейся перевести стрелки на Януковича. Да похуй кто деньги брал. Облигации были? Были. Эмитентом была Украина? Или она или ее органы гос власти под гарантии государства. Деньги зашли на Украины? Зашли. Значит Украине их отдавать. Да, можно покачаться по вопросу процентов и штрафов, но 3 миллиарда будьте любезны при любом раскладе вернуть.
Вы все еще верите европейское правосудие? С такими сроками рассмотрения дел?
Украинская же власть ведет себя.... как обычно, словом, и поэтому занимает уверенное первое место в конкурсе неадекватов.
Из последнего: Сначала министр чего-то там обещает конфисковать украинский газ после 01.01.2020 как контрабанду, а потом глава Нафтогаза верещит на весь мир, что Газпром грозит перекрыть вентиль. Бля, вы бы уже между собой договорились что ли. А то один обещает конфисковать газ, а другой возмущается, что Газпром не хочет, чтобы его газ конфисковали. Действительно, обнаглели москали клятые.
А до этого были хамские ответы на предложения Газпрома (по форме менее хамские, хотя по сути - можно поспорить), было любимое занятие восточноевропейских стран - подсчитывание убытков причиненных им Россией. В данном случае отказом от заключения нового транзитного контракта на украинских условиях. И подача очередного иска в столь лояльный Стокгольмский арбитраж. Последнего, если честно, я совсем не понял. Стокгольмский арбитраж может рассматривать споры сторон ТОЛЬКО, если они В КОНТРАКТЕ указали его полномочным судом. А тут контракта нет, он заканчивается 31.12.2019, а "убытки" по отношениям лежащим за временнЫми пределами контракта - есть. Если шведы и здесь вынесут решение в пользу Украины - впору переименовывать Стокгольмский арбитраж в Печерский (по названию района Киева).

И в заключение, попробую чуток пованговать.
Газпрому критически невыгоден новый контракт, как и продление старого. Потому что как за прокачку газа по контракту, так и за его непрокачку, он будет должен Украине как земля - колхозу (помним о двух решениях судов по газпромовскому транзиту). Конечно, если с СП2 полный пиздец, то Газпрому придется заключать контракт и на украинских условиях, и куда он денется. Но если есть хоть какой-то вариант запустить СП2 в обозримом будущем, то контракт будет либо на российских (или компромиссных, но близких к российским) условиях, либо его не будет вообще. Да Газпрому в итоге дешевле будет таскать в Европу СПГ из Катара, чем ввязываться в долгосрочные отношения с Украиной. Впрочем, Украина снова поменяла позицию и уже согласна на годичный контракт. Но с признанием Россией долга по Стокгольмскому решению.
В общем, судьба контракта решается в Балтийском море. И что там в реальности, а точнее, к какому сроку СП2 будет готов прокачивать нужный объем газа (или не будет вообще, учитывая ситуацию вокруг OPAL, но мне кажется стороны придумают какой-то финт ушами, чтобы обойти это ограничение) - нам хрен кто правду скажет.
А Украину может ждать весьма увлекательный и весьма холодный январь. А может и не ждать, если Нафтгаз дожмет Газпром.

И да, забыл сказать. Транзит по европейским правилам с 01.01.20 - это понты для приезжих. В Газпроме отдают себе отчет, что Украина найдет сотни причин, чтобы отказать Газпрому в мощностях. В крайнем случае закон примут, что нельзя агрессору пользоваться украинской трубой. Но тут, вероятно Газпром рассчитывает на то, что европейцы будут сами вразумлять украинского транзитера. Во всяком случае на объем необходимого им газа. Но я бы на это не рассчитывал. С такими судами как в Стокгольме, Газпром в любом случае может оказаться крайним.

_______________________
* Везде по тексту, говоря о решениях судов, я пишу о том, что я видел в СМИ. Сами тексты решений я не изучал, может быть там все аргументировано так, что не подкопаешься, но, если честно, я в этом сомневаюсь. Слов-то там много, но это всегда так, чем более странное судебное решение, тем больше в нем умных слов, призванных отвлечь внимание от его странности.

Tags: $События, @Россия, @Украина
Subscribe

  • О технической культуре.

    Давеча собирал я стол. Производство Украина. Запорожье, если быть более точным. Конструкция предельно проста: 2 рамы-ножки с приваренными профилями…

  • Про электромобили.

    Так как электромобильная истерия набирает обороты и у нас, выскажусь по теме. Итак, прежде всего я задался достаточно интимным для электромобилистов…

  • Про чехов и склады.

    Давеча чешское правительство решило повеселить всех более-менее адекватных и незаангажированных людей и вытащило на свет божий Петрова и Боширова. С…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • О технической культуре.

    Давеча собирал я стол. Производство Украина. Запорожье, если быть более точным. Конструкция предельно проста: 2 рамы-ножки с приваренными профилями…

  • Про электромобили.

    Так как электромобильная истерия набирает обороты и у нас, выскажусь по теме. Итак, прежде всего я задался достаточно интимным для электромобилистов…

  • Про чехов и склады.

    Давеча чешское правительство решило повеселить всех более-менее адекватных и незаангажированных людей и вытащило на свет божий Петрова и Боширова. С…