July 26th, 2021

О поведении на дороге.

Недавно в Москве произошло очередное резонансное ДТП. Девочка-водитель не сообразила что почем, затупила в телефон и снесла на переходе несколько человек, два ребенка при этом погибли.
С юридической точки зрения все очевидно - нарушение ПДД -> ДТП -> 2 трупа и 1 заключенный(-ая).
Тем не менее у этого ДТП есть еще одна причина.
Она кроется в укоренившейся на уровне рефлексов уверенности пешеходов в том, что забота об их безопасности на дороге - дело исключительно водителей.
Отчасти, такая уверенность проистекает из ПДД, где обязанности пешеходов выписаны не очень подробно и, как показывает практика, понимаются многими буквально.
То есть: я посмотрел перед выходом на дорогу, все было нормально, а как дорожная обстановка изменилась за те 10 секунд что я переходил дорогу - как говорится - ниипет.
Более того, некоторые доморощенные "юриспруденты", из тех, что приплетают источник повышенной опасности к уголовному праву, так и писали в многочисленных срачах: В ПДД не написано что пешеход должен контролировать дорожную обстановку во время перехода. Только перед тем как ступить на проезжую часть.
Бля, вы это серьезно, да? Ну да, в ПДД так и написано. Но, как говорится есть нюансы. Хоронить, если чё, будут вас, как пешеходов. Очень надеюсь, что ваши знания ПДД пригодятся вам в загробной жизни. Или, в лучшем случае, при управлении инвалидным креслом.
Действительно, ПДД и практика из применения исходят их того, что пешеход - идиот, от которого можно ожидать чего угодно. Как водитель со стажем, должен сказать, что пешеходы исполняют на дороге такое, что не снилось никаким лихачам. А уж самокатчики с велосипедистами...
Количество историй, которые я мог бы привести в качестве примера ограничивается только возможностями моей памяти. Если бы я помнил их все, Шахерезаде однозначно хватило бы*.
К сожалению, дело не в девочке, и даже не в телефоне. Ошибка, когда машина, идущая по левому ряду не реагирует на остановку машины в правом - типичная и случается во всеми. Со мной тоже было, правда без последствий. Здесь имеет значение не пол и возраст, а водительский опыт и общее состояние организма. Уставший и/или находящийся в стрессе водитель тоже может затупить безо всякого телефона и не отреагировать своевременно на остановившийся автомобиль. Тем более что в родной незалежной автомобиль в правом ряду вполне мог остановиться, чтобы высадить пассажира. И пофиг что перед переходом.
Девочка, безусловно, ошиблась и проведет следующие несколько лет в местах не столь отдаленных.
Но ведь и мамаша с детьми тоже ошиблась. Кто ей мешал посмотреть и увидеть, что девочка и не думает тормозить? Пофиг почему, пофиг что ты на зебре. Пофиг, что а ПДД не написано смотреть по сторонам не только перед выходом на дорогу. Элементарная осторожность и собственные мозги должны присутствовать? В ПДД много чего не написано. Например, что нельзя прыгать с эстакады, даже если это сокращает дорогу. Но не прыгают же. Мозгов хватает понять, что переломают все кости. А на переходах мозг и все остальные органы чувств намертво отключаются. Таких полно. Особенно в осенне-зимний период. Наушники в уши, морду в телефон, капюшон на голову и пошел. Хорошо если не вдоль, а то и такие бывают.
Здесь тоже. По видео похоже, что пешеходы не видели машину до момента столкновения. Хотя могли увидеть ее как минимум за 2 секунды, если бы смотрели. А то и больше. В итоге - трагедия.
К чему я это.
Дорога сегодня - слишком сложное и опасное место для того, чтобы быть беспечным.
Правила для пешеходов - и ПДД, и житейские - устарели и уже не соответствуют сегодняшней ситуации.
Нагрузка на мозги водителей растет постоянно, чего нельзя сказать о возможностях по обработке информации. Я не буду говорить за РФ, может там с этим попроще, но в родном Харькове полно рекламы вдоль дорог, напиханных, где только можно и где нельзя - тоже, знаков (я как-то насчитал на перекрестке 2, если не 3 десятка знаков и табличек - и это без рекламы), и светодиодных вывесок охренительнеой яркости. Особенно мне хочется сделать что-то очень нехорошее с одной аптечной сетью, которая развешивает над аптеками светящиеся кресты в точности такого ж цвета и конструкции как зеленый сигнал светофора. Только крест и больше. Фокус в том, что издали крест видится ночью как круглое пятно, а поскольку он больше, то зрение выхватывает его, а мозг определяет как зеленый сигнал светофора. А вот то маленькое красное пятнышко правее мозги со зрением уже игнорят.
Но я в общем-то не жаловаться. Я о том, что водители ошибаются. Еще древние римляне знали что errare humanum est (сами гуглите, что это значит), а вот современники что-то подзабыли.
Лично я перехожу дорогу так: подходя к дороге смотрю налево (а не направо, как делает просто масса пешеходов), потом взгляд направо, так как там может быть либо обгоняющая машина, либо какой-нибудь отмороженный "ракетчик"** или ЗОЖник, которые правила не соблюдают принципиально. И только после этого выхожу на дорогу. А переходя дорогу постоянно кручу головой из стороны в сторону, поскольку дорожная обстановка может поменяться в любой момент и упомянутый ракетчик может выскочить откуда угодно. Выходя в следующий ряд обязательно смотрю, тормозит ли машина в нем. То же, дойдя до середины - останавливаюсь на осевой и жду. И то, даже с таким переходом давеча пришлось уворачиваться от одного мудака, который умудрился меня не увидеть на переходе. Вот просто взял и не увидел все мои 190 роста и 100 веса. При включенных фарах и работающем уличном освещении. По тормозам он влепил метрах в 30 за переходом, видимо мозг проанализировал все те трехэтажные конструкции, которые я произносил. Хрен его знает, может уставший был, может отвлекся, может встречная ослепила. Но увернулся я именно потому, что заранее выделил его как потенциальную опасность - черт несся по осевой и тормозить не думал, в отличие от авто ближе к обочине. А если бы я шагал как многие пешеходы, т.е. надутый как индюк от того что даже дорогие джипы останавливаются чтобы меня пропустить, и не глядя по сторонам - хрен бы я сейчас писал эту запись. Или писал бы другую - о том как тяжело срастаются кости или как трудно управляться с коляской. Инвалидной, ессно.
Так что, дорогие пешеходы. Вы можете быть трижды правыми с точки зрения ПДД, но есть один нюанс: при любых раскладах вам будет хуже, чем водителю. И неважно, закончится дело кладбищем, инвалидностью или просто гипсом.
И в конце-концов - ставить свою жизнь и здоровье в зависимость от того насколько внимателен в данный момент совершенно незнакомый вам человек - ну я не знаю, то ли слабоумие и отвага в терминальной стадии, то ли терминальная же стадия мазохизма. Выбирайте. А лучше - учитесь пользоваться собственными мозгами на улице.
Понятное дело, что ДТП на переходах совсем не исчезнут - вариант, когда ошибаются двое - никуда не денется, но то, что их станет меньше - очевидно.


_________________
* Имеется в виду 1001 история.
** служба доставки "Raketa" Здесь употреблено как собирательное всех курьеров.