hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

Category:

"Титаник" и человеческий фактор

Историю про "Титаник" слышали все. Первый рейс, ночь, айсберг и полторы тысячи трупов в итоге.
Почти каждая катастрофа - следствие череды больших и маленьких ошибок людей, которые (ошибки, конечно), накладываясь друг на друга, приводят к тяжелым последствиям. Катастрофа "Титаника" - не исключение.
В техническую сторону я углубляться не буду. Все-таки я не инженер-кораблестроитель, заклепки на содержание серы не тестировал. Так что мы посмотрим на человеческий фактор, приведший к катастрофе.
Начнем с того, что к моменту столкновения лайнер шел со скоростью 22,5 узла, то есть полным ходом. Причем ледовая обстановка этому не благоприятствовала. Что здесь - ошибка капитана или, как пишут, прямое указание или пожелание Брюса Исмея - владельца компании "Уайт Стар Лайн" - хозяина "Титаника" - достоверно мы уже не узнаем. Есть версия, что Исмей очень хотел, чтобы "Титаник" завоевал "голубую ленту" - приз за быстрейшее пересечение Атлантики. Поэтому "Титаник" шел полным ходом и как можно севернее.
Факт в том, что сообщения о льдах сыпались целый день, однако капитан"Титаника" их проигнорировал.
Как известно, экономия на персонале - одна из составляющих прибыльного бизнеса. Как показывает история с гибелью "Титаника", попытки сэкономить на персонале были не чужды и капиталистам столетней давности.
Так, на "Титанике" было 2 радиста. Казалось бы достаточно для того, чтобы организовать нормальную работу, однако было одно обстоятельство, которое делало работу радистов каторжной. А именно: клиентоориентированность компании, которая разрешала своим пассажирам направлять через радиостанцию "Титаника" частные радиограммы.
Дальше дам цитату (источник см. конце записи):
"В радиорубке первый радист Джордж Филлипс и второй радист Хэролд Брайд ... провели тяжелый день. В 1912 году радиотелеграф еще был непривычным новшеством; дальность радиосвязи была невелика, радисты не обладали достаточным опытом, и "ловить" радиосигналы было нелегким делом. Приходилось прибегать к помощи промежуточных приемопередающих станций, многократно повторять сообщения; значительную часть радиообмена составляли пустые переговоры между частными лицами. Элемент новизны делал это последнее чудо техники привлекательным в глазах пассажиров, и они не могли противиться искушению посылать радиограммы друзьям домой или на другие пароходы.

Все это воскресенье в радиорубке росла стопка текстов телеграмм для отправки. Их количество могло подействовать на нервы любому человеку, работающему по 14 часов в сутки за 30 долларов в месяц, и Филлипс не являлся исключением. Пришел вечер, а донышка корзинки для телеграмм, которые нужно отправить, все еще не видать, по-прежнему раздражают надоедливые помехи. Всего час назад - как раз тогда, когда, наконец, он установил хороший контакт с радиостанцией мыса Рейс - в радиообмен вклинился радист парохода "Калифорниэн" со своим сообщением о каких-то айсбергах. "Калифорниэн" находился где-то настолько близко, что его сигналы разве что не оглушили Филлипса. Не удивительно, что в ответ он отстучал не очень вежливо:

- Отстаньте! Я занят, я работаю с мысом Рейс!

День был настолько тяжелым, что второй радист "Титаника" Брайд, очередная вахта которого должна была начаться только в два часа ночи, решил сменить Филлипса в полночь. Он проснулся в 23.55 и, отдернув зеленую занавеску, отделявшую спальное помещение от аппаратной, спросил Филлипса, каковы его успехи. Первый радист ответил, что он только что закончил радиообмен с мысом Рейс. Брайд вернулся к своей койке и снял пижаму. Филлипс крикнул ему, что, по его мнению, судно каким-то образом повреждено и они, наверное, вернутся в Белфаст."

Как видно, условия труда радистов на "Титанике" были далеки от идеальных. Не лучше обстояло дело и на другом участнике истории "Титаника" - пароходе "Калифорниен"
Снова цитата:
"В десяти милях от "Титаника" Гроувз, третий помощник капитана парохода "Калифорниэн", сидел на койке радиста Сирила Ф. Эванса. Гроувз был молод и любознателен, его всегда интересовало все, что происходит в мире. После работы он любил зайти к Эвансу в его радиорубку и расспросить последние новости. Любил он и повозиться с радиостанцией.

Со стороны Эванса это не вызывало возражений. На третьеразрядных судах немногие из командного состава интересовались событиями за пределами судна, а уж до радиотелеграфа и вовсе никому дела не было. На пароходе "Калифорниэн" всем этим интересовался один только Гроувз, поэтому Эванс всегда был рад его приходу.

Но не сегодня. Сегодня выдался тяжелый день, а второго радиста, который бы подменил Эванса, на судне не было. К тому же около 11 часов вечера его грубо оборвали, когда он пытался передать на "Титаник" сообщение о льдах, блокировавших "Калифорниэн". Поэтому сегодня вечером он не стал медлить и закрыл свою радиостанцию ровно в 23.30 - официальное время окончания его работы. Он до изнеможения устал и не был расположен болтать с кем бы то ни было. Гроувз предпринял безнадежную попытку завязать с ним разговор:

- Ну что, искровик, с какими судами поблизости была связь?

- Только с "Титаником", - Эванс едва поднял глаза от журнала, чтением которого был занят.

Для Гроувза это сообщение не явилось новостью. Он вспомнил, что когда показал капитану Лорду остановившийся в пределах видимости странный лайнер, капитан сказал ему:

- Это, должно быть, "Титаник", совершающий свой первый рейс.

В поисках чего-нибудь интересного Гроувз взял со стола наушники и надел их. Он уже довольно хорошо понимал морзянку несложных радиотелеграфных сообщений, но в аппаратуре разбирался слабо. Магнитный детектор в приемнике их парохода работал от часового механизма. Гроувз не знал, что его нужно заводить как часы, и поэтому ничего не услышал в наушниках.

Отказавшись от попыток послушать чей-нибудь радиообмен, он положил наушники на стол и отправился искать более веселую компанию".

А теперь следите за фактами:
1. Радист "Калифорниен", прекратил работу в 23.30. Сменщика у него не было.
2. "Титаник" столкнулся с айсбергом в 23.40. В этот момент "Калифорниен" находился в 10 милях (18,5 км) от "Титаника"
3. "Титаник" послал сигнал бедствия (Сначала CQD, а затем SOS) в 0.05 (дальше в источнике приводится время 0.15 ), однако принять его на "Калифониен" было некому.
Первое подошедшее к мест гибели "Титаника" судно - "Карпатия" находилось в момент принятия сигнала бедствия в 58 милях от Титаника.
Так, замотанные и перегруженные радисты внесли свою лепту в одну из крупнейших катастроф на море.
Но говоря о человеческом факторе нельзя не отметить поведение вахты на борту "Калифониен".
Еще одна цитата:
"Ни одно из судов, с которыми у Филлипса состоялся радиообмен, не таило больших надежд, чем судно, мерцающие огни которого виднелись в десяти милях от "Титаника" слева по носу. Четвертый помощник капитана Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это пароход. Когда он попытался снестись с этим судном с помощью сигнальной лампы, ему один раз показалось, что видны ответные сигналы, но, не сумев разобрать их, он в конце концов решил, что это никакие не сигналы, а просто мигание топового огня.

Необходимо было подать более заметный сигнал. Как только рулевой Роу прибыл на мостик, капитан Смит поинтересовался, с собой ли у него ракеты. Роу показал принесенную коробку, и капитан отдал распоряжение:

- Выпускайте по ракете через каждые пять или шесть минут.

В 0 часов 45 минут ночная тьма была рассеяна ослепительной вспышкой. С правой стороны мостика ввысь полетела первая сигнальная ракета. Она взвивалась все выше и выше над кружевами мачт и такелажа, пока наконец не разорвалась, издав глухой отдаленный хлопок, и к поверхности моря медленно поплыли яркие белые звезды. Пятому помощнику Лоу запомнилось, как он мельком увидел испуганное лицо Брюса Исмея, освещенное голубовато-белым светом ракеты.

В десяти милях от "Титаника", на мостике парохода "Калифорниэн", стоял практикант Джеймс Гибсон. Появившийся с востока странный пароход уже в течение часа оставался неподвижным, и Гибсон с интересом рассматривал его. В бинокль он различил свет в бортовых иллюминаторах этого судна и зарево огней на кормовой части его палубы. Один раз ему даже показалось, будто на том пароходе пытаются связаться с их судном с помощью сигнальной лампы. Он попробовал сигналить в ответ, но вскоре оставил это занятие, решив, что, должно быть, принял за сигналы мерцание топового огня.

Второй помощник капитана Херберт Стоун, шагая по мостику парохода "Калифорниэн", тоже наблюдал за странным пароходом. В 0 часов 45 минут он увидел над ним яркую вспышку белого света. Ну и чудеса, подумал он, кому это ночью вздумалось пускать на судне ракеты?"

В итоге, вахта "Калифорниэн" проигнорировала синалы ракетами, которые подавал "Титаник" и продолжла наблюдать за трагедией в прямом эфире.
В 2.20. "Титаник" затонул. Однако наблюдавшая за картиной вахта "Калифониена" решила, что корабль ушел.
Еще одна цитата :

"На борту парохода "Калифорниэн" второй помощник Стоун и практикант Гибсон наблюдали за тем, как медленно исчезает странный лайнер. Они интересовались им на протяжении почти всей своей вахты - замечали, как с него пускали ракеты, как он странно сидел в воде. Гибсон сказал, что вряд ли ракеты пускают ради забавы. Стоун согласился с ним:

- Конечно, судно не станет пускать ракеты просто так.

К двум часам ночи огни странного парохода, казалось, находились совсем близко к линии горизонта, и оба моряка решили, что судно, должно быть, удаляется от них.

- Ступай, - велел Гибсону Стоун, - и скажи капитану, что судно удаляется в юго-западном направлении, выпустив в общей сложности восемь ракет.

Гибсон отправился в штурманскую рубку и обо всем доложил капитану. Лорд сонно взглянул на него со своей кушетки:

- Все ракеты были белые?

Гибсон ответил утвердительно, и Лорд спросил у него, который час. Гибсон сообщил, что часы в ходовой рубке показывали 2 часа 5 минут. Лорд повернулся на другой бок, а Гибсон пошел на мостик.

В 2 часа 20 минут Стоун подумал, что странный пароход несомненно ушел, и в 2 часа 40 минут решил, что он обязан доложить об этом капитану. Сообщив свои наблюдения по переговорной трубе, он вернулся к созерцанию пустого ночного моря "

"Карпатия" же подошла к месту катастрофы лишь около 4х часов утра. Полуторачасовое купание в ледяной воде стало фатальным для многих находившихся на "Титанике"
На мостике ""Калифорниен" все было спокойно аж до 5.40 утра, когда вахтенный офицер все-таки решился разбудить радиста, который и выяснил, что "Титаник" затонул. После чего, "Калифорниен" двинулся к месту катастрофы. Однако, было слишком поздно.

Еще один момент, который увеличил количество жертв катастрофы, - это безобразная организация эвакуации. Шлюпки "Титаника" могли вместить лишь 1178 человек из 2207 находившихся на борту. Однако спасти удалось лишь 705 человек, то есть треть мест в шлюпках остались свободными.

Так, наложившееся друг на друга ошибки и обстоятельства привели к одной из крупнейших морских катастроф 20 века.

В записи использованы фрагменты книги Уолтер Лорд "Последняя ночь "Титаника". Интересующимся темой - рекомендую, весьма качественная работа.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Tags: $История, &20век
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О белорусском айтишнике-стрелке.

    Хайповая тема, но что поделать. В Белорусси опера при задержании нарвались на отмороженного программиста. В результате обменялись трупами. Вот сосбно…

  • Просто фото.

    Сегодня я размещу просто пару фоток сделанных на одной из охот в этом году. Фотограф из меня очень так себе, фотоаппарат - вообще телефон, но в этот…

  • Заманивают... :)

    Мой программистский стаж уже достаточен для того, чтобы представлять интерес для рекрутеров. Как-никак почти 4 года. Конечно, я не знаю, как там у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments