hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

Categories:

Дежа вю или 2-я часть децентрализации от Порошенко

Первую часть Порошенко пытался провести в прошлом году.  История заглохла на этапе  законопроекта.
Я ее анализировал здесь: http://hind19.livejournal.com/123081.html

В общем-то, новый законопроект - слегка обгрызенный предыдущий.
Рассмотрим его подробнее.
Сам законопроект, и что более интересно, сравнительную таблицу изменений можно найти здесь:
Рассмотрим подробнее, что же такого приняла Рада, что стоит бросаться гранатами.

1. Изменилась терминология. Вместо привычных населенных пунктов, районов,  сел, городов, появились "громады".  Что это такое, посмотрим подробнее ниже

2. В целях облегчения исполнения антикоммунистического закона, из Конституции исчез перечень областей. Вместо него Раде дали право их переименовывать.  Ну да, такая вот децентрализация.

3. Из ст 92 исчезло упоминание о "специальном статусе других городов". Напомню, что специальный статус,  кроме Киева, имел Севастополь из-за базирования в нем ЧФ РФ. Теперь специальный статус будет иметь только Киев.

4. В рамках децентрализации у Президента появилось право приостанавливать полномочия  любого органа местного самоуправления, чего у него раньше не было. Вместо органа самоуправления назначается специальный уполномоченный.

5. Ст. 118.  Здесь надо цитировать, чтобы оценить всю глубину децентрализации на Украине:
Было:  Исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации.
Стало: Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты.
 Как говорится, найдите 10  отличий. Собственно, в этом вся суть "децентрализации".
Остальные части статьи тоже ограничились заменами  госадминистраций на префектов. Исключение составляет положение о том, что префект - это госслужащий.
Удалено положение о возможности замены главы соответствующей администрации, если  ему высказали недоверие 2/3 областного и районного совета.  Теперь единственным основанием смены главы администрации является решение президента. 

6. Полномочия префекта несколько перераспределены. Интерес, пожалуй представляют 2 из полномочий:
 - передача префектам функций  надзора за органами власти, которыми раньше занималась прокуратура.
Довольно странное решение, которое объединяет у префектов управленческие и надзорные функции.  То есть префекты в итоге получают более обширные полномочия и рычаги влияния на местах, чем имели администрации. В этом вопросе, скорее, можно говорит о централизации, чем о децентрализации.

- Префектов отлучили от подготовки бюджетов  органов местного самоуправления.  Несомененно, положительное изменение, если громады будут обеспечены финансовыми ресурсами ( чего не будет).

Зато решения префектов могут быть отменены только президентом или кабмином. Еще в прошлом году я указывал на несоответствие конституции такого положения. Суди исключены из   разбирательство между ветвями власти.

В целом, в результате изменений префекты получат больше полномочий и станут неподконтрольны органам местного самоуправления.
В итоге, мы имеем централизацию вместо децентрализации.

7. Полностью переделана административная система. Вводится понятие "громада" . По тексту - громада - объединение жителей одного или нескольких населенных пунктов. Если в  городах мало то изменится, то в селах такое укрупнение приведет скорее к неудобствам. Если сегодня в каждом селе есть сельсовет, то после реформы, за каждой бумажкой надо будет ехать в райцентр.  Я бы сказал, что новое территориальное устройство отражает тенденцию вымирания сел.

8. Сократили на 1 год срок полномочий местных советов. Да, это тоже децентрализацией считается. При том, что срок полномочий президента и Рады никто сокращать не собирается.

9. В конституции получили закрепление положение, о том, что местные налоги и сборы остаются в  местных  бюджетах.  Не вижу смысла в переносе в Конституции и так действующих положений Налогового или бюджетного кодексов.  С учетом того, что местных налогов на Украине аж 2 и 3 сбора, то конституционная норма напоминает аттракцион неслыханной щедрости: оставить у регионов те копейки, которые у них и так остаются.
Кроме этого в конституции закреплено право на часть общегосударственных налогов. Здесь Порошенко тоже не придумал ничего нового. Во - первых, такая система уже когда-то действовала, но Киеву было мало, поэтому она была заменена нормой о том, что все сваливается в общий котел,  а потом распределяется по регионам.
По факту, это положение - пустышка. Ну пропишут  в Бюджетном кодексе, что регионам остается  0,00001 % общегосударственных налогов - и порядок. И конституция формально соблюдена и регионам этого даже на бумагу не хватит.

10. По сравнению с предыдущим проектом, Порошенко не рискнул ограничивать своих представителей в земельных вопросах. Если в прошлом проекте, громады получали земли вне населенных пунктов, то теперь все вернулось на круги своя. Все что в границах населенных пунктов - это земли громады, все что вне - это уже компетенция префектов. А то ишь чего удумали -  лишить верных вассалов президента возможности рулить земельными вопросами.

11. В рамках "децентрализации" Президент получил право приостанавливать полномочия любого органа местного самоуправления. Официально : " в случае принятия акта не соответствующего конституции или угрожающего суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности."
Президент не несет никакой ответственности за неправомерное приостановление полномочий местного совета, да и восстановление полномочий тоже осуществляется не автоматически, а президентом. На практике это создает ситуацию, когда  Президент может сколь угодно долго прекращать полномочия неугодного совета или городского головы.
Например, Президент приостанавливает полномочия городского совета за любое принятое им решение и направляет решение в конституционный суд. Суд  через какое - то время (хоть и в конституции написано "безоталгательно")  выносит решение о соответствии  акта  конституции,  Но все это время горсовет бездействует, а городом  управляет де-факто префект.  После получения заключения Конституционного суда  у президента есть 2 варианта:
-  оспорить следующий акт;
- не отменять собственный акт по приостановлении полномочий. (Прецеденты несвоевременного подписания Порошенко законов имеются).
И все, горсовет бездействует  столько, сколько потребуется президенту.
Децентрализация говорите?

Теперь перейдем к переходным положениям.
1. В рамках "децентрализации", полномочия  местных советов, которые Украина будет избирать в октябре продлятся всего 2 года - до  2017 . А потом новые выборы.
2. Полномочия Президента по приостановлению полномочий местных советов начинают действовать не дожидаясь выборов  2017 года, а прямо с момента вступления в силу изменений в конституцию.

А что же Донбасс? Из-за чего в Киеве вчера гранаты кидали?
А вот из-за чего (цитата):
"Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".
Это все.
На что здесь нужно обратить внимание.
1. На слова "местное самоуправление". Оно на сегодня настолько куцее, что фраза в Консттуции выглядит формальной отпиской, чтобы не тыкали носом в минские соглашения.
2. На слова "отдельным законом". Закон дело такое: собрал  226 "тушек" и нет закона. Или есть, но такой, что  лучше бы его не было.
На сегодня такой "отдельный закон" существует. По моему мнению о "ни о чем". Анализ здесь.


Резюме: Под видом децентрализации, Киев хочет сбросить расходы на поддержание социальной инфраструктуры "на места" . Финансовое обеспечение  этих расходов выписано очень нечетко (написано, что оно должно быть) , однако для того, чтобы оно было, потребуются серьезные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве. Когда и какие изменения будут - не знает никто.
Напротив, властные полномочия централизуются. Пожалуй можно говорить о введении института наместников, имеющих высшую власть в регионе. Кроме того, законопроект позволяет парализовать деятельность любого органа местного самоуправления на сколь угодно длительный срок, с передачей все полноты власти в регионе наместнику, и не нести за это никакой ответственности.
Какого-то явно написанного решения по Донбассу нет.  Предполагается отдельный закон,  который можно изменить или отменить в любой момент  в общем порядке, то есть по сути закреплено существующее положение дел. Существующий закон об особом статусе также не решает проблему Донбасса.  ИМХО,  единственный повод бузить под Верховной радой - полная неадекватность и безграмотность  "патриотов"
 . Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: $Право
Subscribe

  • О белорусском айтишнике-стрелке.

    Хайповая тема, но что поделать. В Белорусси опера при задержании нарвались на отмороженного программиста. В результате обменялись трупами. Вот сосбно…

  • Немного легкоатлетического.

    Народ у нас скандалы любит, а уж скандалы с политическим оттенком так вообще, и олимпиада в Токио предподнесла как раз такой. Кипиш начался вокруг…

  • Про чехов и склады.

    Давеча чешское правительство решило повеселить всех более-менее адекватных и незаангажированных людей и вытащило на свет божий Петрова и Боширова. С…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments