hind19 (hind19) wrote,
hind19
hind19

Categories:

О школьном образовании. Тезисно.

 Признаться, политика меня изрядно заколебала.
Особенно на фоне мобилизации, все больше напоминающей облавную охоту,  и  единственным действующим законом которой является выполнение плана "по головам".
Поэтому сегодняшнюю запись я решил посвятить  школьному образованию, благо материал для исследований имеется.

Сразу скажу, что я окончил школу еще при СССР, поэтому сравнивать буду то, что было  тогда с тем, что есть сейчас.
Итак, чем же советская школа отличается от современной  украинской? Думаю, в России похожая ситуация.

1. Принципиально иная задача обучения в школе.
Если в советской школе целью обучения были хоть какие-то знания, что реализовывалось через систему оценок  и фактически конкурса аттестатов для того, чтобы попасть в  10-11 класс, то сейчас задача школьного обучения выродилась в  4  решающих дня - дни сдачи ВНО ( российский аналог - ЕГЭ). Остальные годы обучения, как и сам аттестат, значения не имеют.*
В итоге, родители сегодняшних выпускников мне напрямую говорят: в  10-11 классе ребенку в школе делать нечего. Наймите репетиторов и учите только те предметы по который пойдете на ВНО. Остальное - пустая трата времени и сил ребенка.

2. Из задачи в п.1  вытекает следствие, что  вместо широкого образования, из школы выходят "заточенные" под сдачу ВНО ученики.  Все, что за пределами предметов ВНО их не интересует. В ближайшем будущем,  такой подход чреват появлением однобоких специалистов, неспособных реагировать на изменившиеся условия. Освоение любых областей знаний, находящихся за пределами 4-х, а по сути  3-х профильных предметов - непосильная задача. Я плохо представляю, как институтские преподаватели смогут вложить в головы студентов что-либо, находящееся за пределами профильных предметов.
О таком понятии как кругозор, теперь можно забыть.

3.  Изменился подход к обучению. Если раньше, учитель пытался научить весь класс, то по сегодняшним веяниям, учитель ориентируется на лучшую треть или четверть. Как учиться остальным? Это их проблемы, все как в жизни. Причем такой подход внедряется уже с 1 класса.

4. Система оценок, помимо перевода на 12-балльную шкалу  тоже претерпела изменения.  Считается, что плохие оценки травмируют ребенка, поэтому их ставить нежелательно. Дополняют ситуацию, какие-то внутренние  течения в школе - в итоге, оценки учеников зачастую, если не обычно,   не соответствуют знаниям. Усложняет ситуацию то, что  высшая оценка,  12, оставлена полностью на усмотрение преподавателя. Якобы, для получения вышей оценки, ученик должен продемонстрировать знания, выходящие за пределы школьной программы. Какой идиот это придумал? На кой хрен тогда учитель нужен вообще, если ученик знает больше, чем его могут научить  в школе?

5. В советское время  в школе была дисциплина. Сейчас, система образования говорит о том, что в ученике надо видеть личность. Все это, конечно, так, но вышедшая из школы "личность" в жизни  никому не нужна.  Столкновение "личности" с реальной жизнью происходит на первом же рабочем месте. Как правило, не в пользу личности.

6. Отсутствие дисциплины порождает  совершенно уродливые ситуации, когда ученики на уроках не учатся, а занимаются своими делами. Играют в телефоны, слушают музыку, сидят в соцсетях. И это еще не старшие классы.
Добивает ситуацию школьная программа. Какие-то кретины ввели в нее элементы Конвенции о правах ребенка.  Причем ввели их где-то классе в 5-м. Самое страшное, что  права ребенка просто были прочитаны списком, без дополнительных объяснений. Детям не объяснили многих важных вещей. Откуда взялась конвенция,  что такое права и обязанности и почему они не существуют отдельно друг от друга. Просто прочитали права, так как  они прописаны в конвенции. В итоге, дети решили, что заставлять ребенка делать уроки, не говоря уже про какую-то помощь по дому - это насилие над ребенком. А обязанность родителей обеспечить досуг ребенка  означает "давай деньги, а я куплю себе что захочу".

7. Развитие  электронных средств коммуникации привело  к падению роли книги. Но и здесь не обошлось без  просчетов школы. В прошлом году, когда я посмотрел список рекомендованной на лето литературы - сбежалось послушать половина двора. Видимо они давно не слышали такого трехэтажного мата. Ни за что не угадаете, что стояло первым пунктом.
БИБЛИЯ. В  6-М КЛАССЕ!!!!!!!!!!! Школа ни разу не воскресная, светская. Ни фига себе чтение на лето.
Следующим пунктами были "Мифы древних .....". Таких было штук 5, включая не только классическую античность, но и египтян, славян и еще кого-то.
Дальше в списке была какая-то ерунда, которую я не читал сам и не порекомендую ребенку. На все 2 десятка книг, хорошо если пятую часть можно отнести к полезным
К слову, в другой школе, список литературы был более-менее адекватный.
Беда еще  в том, что составляя списки литературы, учителя не пытаются заинтересовать ребенка.  Та же беда была и в моем детстве. Список литературы состоял из скучной и неинтересной для меня классики. Но я читал множество других книг,  пусть и не входивших в задание на лето.
Сейчас ситуация еще усложнилась. Ну не тянет "Война миров" против...  ,например, "Черепа" Перумова, а "Том Сойер" против "Гарри Поттера".  Хоть Уэллс  и Марк Твен и классики. Смешно читать Жюль Верна. Хотя местами  и познавательно для жертв отечественного образования.  Другое время сейчас, другие объемы информации и возможности к ее обработке. А список литературы замер на рубеже 20 века. Уэллс, Джек Лондон, Жюль Верн, Майн Рид. Я  ничего не имею против этих авторов, тот же Джек Лондон хорошо читается и сейчас, но они оторваны от современной жизни. "Наутилус" (который Жюля Верна) выглядит детской моделькой  по сравнению даже с "Наутилусом" (который USS), не говоря уже по "Тайфун" или "Акулу", а Гарри Поттер ближе к сегодняшним подросткам чем Том Сойер с его дохлой крысой (а может кошкой?) на веревочке.
И я прекрасно понимаю детей. Меня тоже в свое время тошнило от школьной программы по литературе. Что не мешало мне перечитать половину книжного шкафа дома.  Вот только "Цусима" была мне интереснее "Войны и мира".
Про украинскую  литературу (а это отдельный список) я ничего не буду говорить. Я просто не знаю 3/4 авторов, чтобы что-то о них говорить. А оставшуюся четверть  помню разве что на уровне "где-то я это видел", что само по себе  показатель.
К слову, даже читанных - перечитанных классиков я тоже уже помню слабо. Старею. наверное.

8. Во многих школах качество образования пытаются компенсировать нагрузкой. Причем, чем  элитнее школа, тем выше нагрузки. Детям пытаются затолкать в головы бессистемные, и бесполезные знания. При этом школа не делает самого важного - не учит интересу к знаниям и не учит учиться. Взамен - масса вещей, которые "must know",  и которые совершенно бесполезны в жизни.  Пожалуй самым неадекватным примером задания было задание в сельской школе написать реферат по истории улицы, на которой живет ученик. Ученик жил на  улице с многозначительным  названием "Северная" и богатейшей историей бывшего колхозного поля, причем полем эта улица была еще  50 лет назад. Многие из Вас смогут состряпать реферат с такими вводными?

9. Физическому воспитанию в школе уделяется еще меньше внимания, чем было  раньше.  Резонансные случаи травм , и даже смертей учеников на уроках физкультуры, постепенно превращают физвоспитание в школе в ЛФК для тех "кому за 60". И это при общей гиподинамии современных детей.

10.  В оправдание школе можно сказать, что образование не пользуется спросом в жизни. Сейчас, когда основной критерий - материальный,  успех человека в жизни диктуется не его знаниями и образованием, а другими факторами. У кого-то талант (без иронии) к предпринимательству, кто-то может уговорить статую купить у него пылесос, у кого-то есть родители.  Образование  и знание оказались отброшены на задворки жизни. Еще работая в банке, я обратил внимание на массу достаточно обеспеченных, но глубоко необразованных и безграмотных людей.  Им не нужно образование, им не нужны знания. И при этом они успешны в жизни  в рамках материального критерия. Дети все это видят и делают собственные выводы.
Спроса на образование и знания - нет. Есть спрос на дипломы, но это другое.





* На самом деле решающих дней больше, есть еще  промежуточное ВНО, но сути дела это не меняет.
Tags: $Жизнь, &дети
Subscribe

  • Немного легкоатлетического.

    Народ у нас скандалы любит, а уж скандалы с политическим оттенком так вообще, и олимпиада в Токио предподнесла как раз такой. Кипиш начался вокруг…

  • Про чехов и склады.

    Давеча чешское правительство решило повеселить всех более-менее адекватных и незаангажированных людей и вытащило на свет божий Петрова и Боширова. С…

  • Про соцсети и Трампа

    Посмотрел я на все это бурление говен вокруг отлучения Трампа от соцсетей, и должен заметить, что эти события высветили пару весьма любопытных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments