?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Волей-неволей приходится наблюдать за поднятым информационным шумом вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
И, должен сказать, что в этой истории я не понимаю позиции РПЦ.
Насколько я понял, сегодня статус собора такой:
- он находится в собственности государства, как памятник архитектуры. Государство несет затраты по его реставрации и содержанию (то ли непосредственно, что ли через бюджетную организацию, управляющую музеем)
- он находится у управлении у Союза музеев России и является одним из самых посещаемых музеев РФ
- РПЦ имеет возможность проводить в нем богослужения, то есть использовать его для своих нужд.

Что поменяется после передачи собора РПЦ
- он будет находиться в собственности государства, как памятник архитектуры. Государство будет нести затраты по его реставрации и содержанию.
- он будет находиться в бессрочном управлении и пользовании РПЦ
- по словам представителей РПЦ, сохранится функционирование собора как музея.

И вот здесь мне кажется, что РПЦ чего-то недоговаривает. Ведь по сути, сегодня мы имеем ту же самую картинку, поменяется лишь пользователь собора. Однако, РПЦ она чем-то не устраивает. Не устраивает настолько, что она готова лоббировать вопрос о передаче собора в ее управление.
Если РПЦ не устраивают какие-то отдельные условия существующего договора, то их всегда можно урегулировать путем внесения изменений в договор. Однако РПЦ пытается протолкнуть идею именно полного контроля над собором.
Почему?
Не сочтите за уголовно наказуемое оскорбление чувств верующих, однако, мысли которые приходят в голову с учетом постоветской практики - весьма нехорошие. Я еще помню приватизационные договоры 90-х, по которым покупатель обязывался сохранять профиль предприятия, количество работников и социалку. И помню, как эти заводы ударными темпами перепрофилировались, дерибанились, социалка либо уничтожалась, либо продавалась. Про договоры и взятые по ним обязательства никто не вспоминал.
Как бы здесь не вышла похожая история. Музей, который посетило 3 миллиона человек в год загонят в пару комнат под куполом (формально РПЦ сохранило собор в качестве музея) и сделают доступным для посещения в ночное время, а остальная площадь будет использоваться РПЦ для собственных нужд, в том числе в качестве музея, только церковного. При этом содержание и реставрацию будет оплачивать государство.
Это ведь идеальная постсоветская бизнес-схема: скинуть расходы по содержанию актива на государство, а самому стричь доходы с этого актива.
Может на уровне документов всё и не так, как я описал, но с уровня СМИ видится именно схема получения контроля РПЦ над прибыльным активом. Что-то напоминающее мягкое рейдерство.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
was_6ornin
Jan. 13th, 2017 02:42 pm (UTC)
Сейчас там 1 раз в неделю богослужения, хочется больше, видимо. А с музеем, можно попрощаться, есть такие опасения.
was_6ornin
Jan. 13th, 2017 07:45 pm (UTC)
Память подводит. Впрочем, сути не меняет. И, предполагаю, тут скорее не финансовая мотивация у РПЦ преобладает, а больше собственническая и репутационная. Окрепли они, вот и замахиваются.
Anna Ismagulova
Jan. 13th, 2017 10:16 pm (UTC)
Собственность остаётся городской...
(no subject) - was_6ornin - Jan. 14th, 2017 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hind19 - Jan. 14th, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hind19 - Jan. 14th, 2017 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hind19 - Jan. 14th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hind19 - Jan. 14th, 2017 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hind19 - Jan. 14th, 2017 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 30th, 2017 08:59 am (UTC) - Expand
ivankravtsov
Jan. 30th, 2017 08:58 am (UTC)
С этого года стали проводить каждый день. На сайте действительно висит информация о 640 богослужениях, но это сайт музея, так что....
Anna Ismagulova
Jan. 13th, 2017 03:49 pm (UTC)
Вот расписание богослужений: http://www.cathedral.ru/raspisanie_bogoslugenii .
angord
Jan. 13th, 2017 03:26 pm (UTC)
РПЦ интересует как всегда одно - возможность стричь бабло. Уже неоднократно все это проходило по одному и тому же сценарию - каждый раз были свои недовольные, но оно как-то локально было, а тут здание сильно известное вот и разгорелся скандал.
diana_spb
Jan. 13th, 2017 04:10 pm (UTC)
Музей там специфический, ибо главная экспозиция - сам собор, его интерьер и коллонада. Так что в пару комнат не загонишь. Ограничить же доступ в действующий храм едва ли не труднее - в Казанский собор, бывший музей религии и атеизма, билеты не покупают. Отдельный вопрос - колоннада, вот с неё можно стричь, ибо это центральная смотровая площадка города.
Anna Ismagulova
Jan. 13th, 2017 04:55 pm (UTC)
Храм сейчас не действующий?
В Никольском есть места, куда туристам запрещено.
Будут ли брать деньги с туристов? Сейчас Исакий прибылен. Экономим деньги иностранцев, а город заплатит за содержание?
И ещё платки на женщинах могу начать требовать... Вход второсортным...
Главное - смысл? Приходящих на службу - меньше процента от посетителей. Кто ходить-то будет в центре, причём Питера: не самого религиозного города.
diana_spb
Jan. 16th, 2017 08:00 am (UTC)
> И ещё платки на женщинах могу начать требовать...
А в Сан-Марко в Венеции фильтруют женщин с голыми плечами.
Anna Ismagulova
Jan. 16th, 2017 08:36 am (UTC)
А кролики едят траву. Вы так все факты перечислять будете?
Покрывание головы женщинами в церкви - символ женской подвластности. Т.е. второсортности.
(no subject) - diana_spb - Jan. 16th, 2017 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 16th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diana_spb - Jan. 17th, 2017 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 17th, 2017 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - diana_spb - Jan. 17th, 2017 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 17th, 2017 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - diana_spb - Jan. 17th, 2017 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 30th, 2017 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 30th, 2017 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 30th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 30th, 2017 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 08:30 am (UTC) - Expand
drakonit
Jan. 13th, 2017 06:37 pm (UTC)
Однако: возвращение храма православным верующим для свободного входа в него, это... рейдерство. А вот сидящие там с какого-то рожна коммерсы, дерущие за вход, это не рейдерство. :)))) Еще раз - это храм. он для молебнов в первую очередь. А экспозиция в нем тоже будет. Но естественно церковной тематики (а вам какая в храме нужна - марксистско-ленинская).
Anna Ismagulova
Jan. 13th, 2017 10:18 pm (UTC)
В центре Питера очень мало верующих. И много соборов.
Верующие же не собираются собор содержать.
drakonit
Jan. 14th, 2017 11:55 am (UTC)
С чего вы решили что верующих мало и что церковь не будет поддерживать собор? Церковь - крупнейшая организация России. Среди прихожан - наш президент. И еще миллионы русских людей. Поддержим. Без коммерсов на входе. Сотни и тысячи храмов поддерживает.
(no subject) - hind19 - Jan. 14th, 2017 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Jan. 14th, 2017 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Jan. 14th, 2017 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Jan. 14th, 2017 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Jan. 14th, 2017 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drakonit - Jan. 14th, 2017 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 14th, 2017 05:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
hind19
Jan. 14th, 2017 12:24 pm (UTC)
Кто бы стал за недоходное бороться.
Недоходных по запросу в youtube "Брошенные церкви России" - сразу десяткок роликов выдаст.
Anna Ismagulova
Jan. 14th, 2017 01:18 pm (UTC)
Это факт. Но если плату за посещение отменят?...
ivankravtsov
Jan. 30th, 2017 08:54 am (UTC)
Кафедральный собор хотят сделать. Позиция в этом. Просто в РФ по закону положено передавать всё имущество религиозного назначения, если есть заявление. заявление есть. Вопрос условий. Их будут обсуждать в договоре.

Музей вообще не загонят. Его перенесут и скорее всего перепрофилируют. При этом сам собор как музей так же будет использоваться.
hind19
Jan. 30th, 2017 11:40 am (UTC)
В данном случае, реализация РПЦ своего предусмотренного законом права на получение имущества приводит к негативным последствиям для общества. Стоило ли создавать лишний повод для конфликта?

ЗЫ: Я не силен в церковных вопросах, а поиск мне помог мало. Не могли бы Вы мне пояснить что такое кафедральный собор, сколько их должно быть в городе/области (точнее в соответствующих церковных территориальных единицах) и чем не устраивает Казанский кафедральный собор?
ivankravtsov
Jan. 30th, 2017 12:44 pm (UTC)
К каким негативным именно для общества? Вход бесплатный?

Если вы за бюджет, то http://general-ivanoff.livejournal.com/713606.html

Достаточно одного. Но Исаакий как кафедральный и задумывался. Он больше и вместительнее Казанского. казанский всем устраивает. Не утраивает, что храмы в первую очередь музеи, а не храмы. Это общая политика Церкви - все храмы должны быть рано или поздно в том или ином виде переданы. Собственно это и советская же политика - передавать храмы. Я об этом писал когда-то подробно. Ну и у меня по тегу Исаакия можно посмотреть. http://ivankravtsov.livejournal.com/532630.html

http://soborianelj.livejournal.com/399069.html
hind19
Jan. 30th, 2017 02:27 pm (UTC)
//К каким негативным именно для общества?//
Вы смотрели комментарии к этой записи. Комментарии россиян, причем как минимум двое - жители Петербурга. Далеко не все "за" передачу собора.
Я понимаю, что выборка посетителей моего журнала - это не социологическое исследование, но тем не менее - она достаточно случайная. Я не думаю, что у меня собрались одни маргиналы, мнение которых не показательно.
В обществе создается очередная конфликтная ситуация между верующими и неверующими. Даже если отбросить весь мусор, который настрочили за денежку, симпатий к РПЦ эта ситуация не добавит.

(no subject) - ivankravtsov - Jan. 30th, 2017 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 30th, 2017 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Jan. 31st, 2017 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - Anna Ismagulova - Jan. 31st, 2017 10:12 am (UTC) - Expand
Anna Ismagulova
Jul. 22nd, 2017 11:24 am (UTC)
Венедиктов об этой истории, вчера.
Долгое рытье мое, исследование истории вокруг Исаакия показало, что история с Исаакиевским собором в Петербурге, с показом фильма «Матильда», с годовщиной гибели царской семьи, чудовищного злодейского расстрела царской семьи, связаны. Собственно, пришлось покопаться, и здесь нет ни для кого никаких удивлений, что документов на этот счет почти нет, и только мои добрые знакомства, которые находятся в Синоде и вокруг него, в правительстве и вокруг него, в клире ниже Синода и вокруг него позволило мне выстроить для себя картину, которая, может быть, не полная, но которая, тем не менее, правдивая.
Итак. Вы знаете о том, что в 1998 году было перезахоронение царских останков, имея в виду Николая II и Александру Федоровну, а также нескольких их детей в Петропавловской крепости. Вы знаете также про то, что тогда не были найдены останки царевича Алексея и царевны Марии – конечно, великого князя и великой княжны. Они не были найдены, это раз. И два – церковь не признала тогда, не была уверена, что это останки царской семьи, а царская семья – это мученики и в бытовом смысле слова и в церковном смысле слова. Итак, они были захоронены в Петропавловке.
Уже сейчас, в 2007 году или в 2005 – по-моему, в 2007, были там недалеко от места расстрела найдены останки двух детей, которые, по уверению Следственного комитета, который проводил генетическую экспертизу и прочую экспертизу, принадлежали царевичу Алексею наследнику и великой княжне Марии. Церковь не признала тогда, РПЦ не признала тогда эти останки мучеников, останки детей эти, и они были отправлены – внимание – они не были захоронены, но они были отправлены на хранение в Госархив Российской Федерации. При этом надо сразу отметить, что следствие по уголовному делу было закрыто – вы помните, прокуратура закрыла, Следственный комитет закрыл.
Проходит какое-то время, и понятно, что так долго не может продолжаться – не упокоены останки детей, которые явно были расстреляны там, мы будем говорить, что царевич Алексей и царевна Мария, но тем не менее. И в 2013 году, или в 2015 году, неважно, Следственный комитет заново открывает дело, что позволяет начать снова процедуры по опознанию этих останков, которые государство, повторяю, признало, проведя все экспертизы, а Русская православная церковь не признала, дом Романовых признал.



http://echo.msk.ru/programs/sut/2021492-echo/
Anna Ismagulova
Jul. 22nd, 2017 11:26 am (UTC)
продолжение-2
А участь их теперь такая. Насколько я знаю, внутри церкви есть очень мощное течение, которое предлагает захоронить их в Исаакиевском соборе, но захоронить их не как вот захоранивают, как в Петропавловском – надгробие, а под полом собственно саркофаги, а поскольку они мученики, сделать там мощи, вот те самые мощи, сделать раку, поместить туда частицы тела, и вот чтобы люди ходили туда, соответственно, как в святое место.
И отсюда возникла история с Исаакиевским собором, это в музее сделать нельзя. Понимаете, да? Этого в музее сделать нельзя. Еще раз повторю: нельзя. И поэтому, собственно, возникла история: а давайте сейчас мы, пока не объявляя, что это настоящие тела погибшей трагически, зверски убитой царской семьи, давайте мы сейчас заберем сначала собор – переменим статус, сделаем, закажем раки, это все будет сделано, и поместим туда, и будут мощи, будут туда ходить люди и прикладываться. Еще раз повторяю: это не надгробие, это вот рака с мощами.
Вот такая идея, и, насколько я знаю, она победила в Священном Синоде, хотя есть противники, очень мощные, консервативные, которые считают: нельзя признавать, значит, нельзя делать мощи. Но вот возникла эта история.
И параллельно с этим «Матильда». Видите, как все связано? Если сейчас, к столетию гибели царской семьи, к июню 2018 года – еще раз – к июню 2018 года, вот этот фильм, который выйдет 25 октября, он дискредитирует Николая, с точки зрения церкви, конечно. С моей точки зрения – нет, но с точки зрения церкви он его дискредитирует. И было бы достаточно странно, если бы церковь не выступила против этого фильма. Видите, как вещи, которые, казалось бы, не связаны, в нашем информационном потоке существуют как бы отдельно, но когда ты начинаешь в них копаться – встречаешься с людьми, причем, вот я хочу сказать сразу, я считаю, что Тихон в это внес позитивный вклад. Если вы хотите мою точку зрения, да, у нас с владыкой Тихоном очень много разногласий по поводу всего, можно сказать, но вот здесь я могу оценивать как посторонний наблюдатель, что вот он добивался этой генетической экспертизы, он курировал деятельность этой церковной комиссии, продолжает курировать. И он требует человеческого захоронения и мучеников, да, то есть, нормально.
Теперь вопрос, как это будет совмещаться, если все так и по датам, и по календарю все так, как это будет совмещаться со статусом Исаакия? Ну потому что в музее мощи, которым поклоняются люди – в общем, эта история оказалась гораздо более сложной, гораздо более тонкой, гораздо более болезненной для очень многих, при этом мы понимаем, что и внутри церкви есть разные точки зрения, и внутри государства – правительства и Администрации президента. Насколько мне пришлось разговаривать, есть разные точки зрения, и внутри исторического сообщества есть разные точки зрения. Самое главное здесь как бы на сегодняшний день очевидно, что это останки царской семьи, зверски убитой в 1918 году, и что масса верующих людей, считая их мучениками, церковь, считая их мучениками, хочет, пытается, чтобы к ним можно было приложиться, как к мощам. Как совместить? Вот это сложная весьма работа, как не нарушить все-таки интересы другой части общества.

Почему не устраивает Петропавловка – это у меня кто-то спрашивает, сейчас посмотрю, кто – вы были, Сергей, в Петропавловке, там просто надгробие на надгробии, там нельзя паломникам, там не пройдешь. Мощи – это требует совсем другого. Вы, наверное, видели хотя бы по телевизору те же самые мощи, к которым прикладываются в любой христианской церкви, как правильно сказал Путин в ватиканском Соборе Святого Петра, который является и музеем, и храмом. Недавно был там, еще раз в этом убедился. То есть, там подход другой должен быть, и здесь не так просто, Сергей. Если бы можно было просто, наверное, просто бы и решили. И еще по этим вопросам – я напоминаю, что мы идем в Ютьюбе, осталось 30 секунд первой части.
Спрашивает Павел Соколов: «Нет ли храма на Петропавловке?». Есть храм на Петропавловке, очень маленький. Еще раз, церковь считает, что будут огромные толпы паломников, поэтому хотят Исаакий – все-таки центральный храм Петербурга.

Edited at 2017-07-22 11:26 am (UTC)
hind19
Jul. 23rd, 2017 02:56 pm (UTC)
Re: продолжение-2
Может быть Венедиктов и прав. Может нет. Может, наоборот, первичен собор, а мощи - лишь обоснование необходимости в нем.
В любом случае шумиха вокруг Николая 2 явно нездоровая.
Anna Ismagulova
Jul. 23rd, 2017 03:26 pm (UTC)
Пожатие плечами: через год столетие расстрела.
( 81 comments — Leave a comment )